Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопросов инклюзивного образования в дошкольных организациях, его актуальности, теоретических основ и нормативно-правового обеспечения в Узбекистане. Раскрываются принципы организации инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей равные возможности для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями. Особое внимание уделено историко-педагогическим аспектам инклюзии, а также современным мерам, предпринимаемым в Узбекистане для реализации государственной концепции развития инклюзивного образования. Отмечается значимость подготовки педагогических кадров, междисциплинарного взаимодействия и участия семьи в процессе инклюзивного воспитания и обучения.
Библиографические ссылки
Закон Республики Узбекистан от 23 сентября 2020 года № ЗРУ-637 «Об образовании».
Постановление Президента Республики Узбекистан от 13 октября 2020 года № ПП-4860 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями».
Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования на 2020–2025 годы (Приложение № 1 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 13.10.2020 г. № ПП-4860).
Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к воспитанию детей дошкольного возраста. — М.: Издательство «Просвещение», 2011.
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Издательство «Педагогика», 1995.
Рафикова Р. А., Амиржонова М. А. Особенности внедрения инклюзивного образования в дошкольных организациях Узбекистана // Журнал «Педагогика и психология». — 2023. — № 2. — С. 45–52.
Конвенция ООН о правах инвалидов. Ратифицирована Республикой Узбекистан 7 июля 2021 года.
ЮНИСЕФ и USAID. Совместные проекты по развитию инклюзивного образования в Узбекистане. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.unicef.org/uzbekistan/ru.