Аннотация
В статье анализируются научно-методические основы создания здоровой конкурентной среды среди учащихся в современном образовательном процессе.
Исследование рассматривает, как структурированная и педагогически управляемая конкуренция может повышать мотивацию обучающихся, академическую успеваемость и социальное взаимодействие. Особое внимание уделяется психологическим и возрастным факторам, влияющим на реакцию студентов на конкуренцию, а также роли преподавателей в регулировании соревновательной деятельности. Результаты показывают, что грамотно разработанные стратегии конкуренции, поддерживаемые прозрачными критериями оценки, этическими нормами и элементами сотрудничества, помогают снизить негативные эмоциональные последствия, одновременно укрепляя ответственность, саморегуляцию и навыки межличностного взаимодействия.
Полученные данные обеспечивают теоретическую и практическую основу для интеграции здоровой конкуренции в образовательную практику с целью комплексного развития учащихся.
Библиографические ссылки
Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Press.
Johnson, D. W., & Johnson, R. T. (2020). Cooperative and competitive learning: Reassessment of educational psychology. Educational Researcher, 49(7), 496–508.
Slavin, R. E. (2019). Educational psychology: Theory and practice. Boston: Pearson Education.
Муйдинов, Ф. (2024). Будущие возможности искусственного интеллекта в медицине. Общество и инновации, 5(10/S), 111-120.
Ames, C. (1992). Classrooms: Goals, structures, and motivational processes. Journal of Educational Psychology, 84(3), 261–271.
Dweck, C. S. (2006). Mindset: The new psychology of success. New York: Random House.
Kohn, A. (1992). No contest: The case against competition. Houghton Mifflin Harcourt, 2nd edition.
Muydinov, F. F. (2023). THEORETICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MEDIA COMPETENCE WHEN PREPARING STUDENTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES. The American Journal of Applied sciences, 5(09), 67-74.
Ormrod, J. E. (2020). Human learning and development. New Jersey: Pearson.