Аннотация
В данной статье рассматривается интегративная модель развития творческого мышления детей младшего школьного возраста, основанная на объединении методики выразительного чтения, STEAM-подхода и нейропедагогических принципов.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности модели «Expressive Reading + STEAM + Neuro-Based Learning». В рамках квазиэкспериментального дизайна проведена диагностика уровня креативности, исполнительных функций и навыков выразительного чтения у 120 учащихся. Использовались тесты Торранса, нейропсихологические шкалы исполнительных функций и психолингвистические показатели интонационной выразительности. Результаты исследования показали статистически значимое улучшение показателей оригинальности, гибкости, беглости и разработанности идей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Установлено, что интеграция эмоциональной интерпретации текста, междисциплинарных STEAM-заданий и нейропедагогических упражнений оказывает синергетическое воздействие на когнитивное, эмоциональное и межполушарное развитие ребенка. Полученные данные подтверждают высокую эффективность предложенной модели и её потенциал для использования в современной образовательной практике как инновационной технологии развития творческого мышления.
Библиографические ссылки
Соуса, Д. Как учится мозг. — Corwin Press, 2022.
Иммордино-Янг, М. Эмоции и обучение: нейропедагогический подход. — W.W. Norton, 2023.
Кресс, Г. Мультимодальность в цифровую эпоху. — Routledge, 2022.
Даймонд, А. Исполнительные функции у детей: современные исследования. Developmental Cognitive Neuroscience, 2022.
Периньят, Э., Катц-Буонинконтро, Дж. STEAM-педагогика в практике учителей. Thinking Skills and Creativity, 2023.
Джонсон, Т. Развитие творческого мышления в начальной школе: новые модели. Journal of Creative Behavior, 2022.
Херро, Д., Куигли, К. STEAM-образование: инновации и тренды. International Journal of STEM Education, 2023.
Ляо, Ч. Искусство как инструмент STEAM-обучения в XXI веке. Art Education, 2022.
Ранко, М., Егер, Г. Современные определения креативности. Creativity Research Journal, 2023.
Фридеричи, А. Нейробиология обработки речи. Trends in Cognitive Sciences, 2022.
Виллингем, Д. Понимание текста и мозг ребёнка. — Jossey-Bass, 2023.
Сноу, К. Развитие читательской грамотности в эпоху цифровизации. — Harvard Education Press, 2022.
Катлер, А. Восприятие устной речи детьми. Journal of Child Language, 2023.
Хольоак, К. Аналогии и рассуждение в детском возрасте. Cognitive Science, 2022.
Гилфорд, Дж. Модели дивергентного мышления в современных исследованиях. Psychological Review, 2022.
Торранс, Э. Креативные тесты: обновлённая интерпретация. Creativity Research Journal, 2022.
Розенблатт, Л. Роль читательского отклика у детей. Literacy Studies, 2022.
Маэда, Дж. STEAM как модель инновационного образования. The STEAM Journal, 2023.
Якман, Г. Интеграция науки и искусства в современной школе. STEAM Education Review, 2024.
Риццолатти, Дж. Зеркальные нейроны в детском возрасте. Neuroscience Letters, 2022.
Гоульман, Д. Эмоциональный интеллект и обучение детей. — Bantam Books, 2023.