Abstract
В статье особое внимание уделяется теоретическим основаниям, реформам в системе образования Узбекистана, а также приведён краткий эмпирический обзор, отражающий взаимосвязь между мотивацией, эмоциональным состоянием, режимом дня, уровнем физической активности и характеристиками образовательной среды.
References
Свеллер Дж. Теория когнитивной нагрузки // Educational Psychology Review. – 1988. – Т. 1, № 1. – С. 1–23. Использовано: в разделе «Теоретический обзор» при описании трёх видов когнитивной нагрузки — внутренней, посторонней и допустимой. Теория используется для обоснования влияния структуры материала на учебную продуктивность.
Деси Э. Л., Райан Р. М. Внутренняя мотивация и самоопределение в человеческом поведении. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с. Использовано: в разделе «Теоретический обзор» при классификации мотивации студентов на внутреннюю и внешнюю. Теория самоопределения легла в основу анализа факторов вовлечённости в обучение.
Гордеева Т.О. Мотивация достижения в обучении: структура и источники // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 98–111. Использовано: при уточнении структуры мотивации достижения: стремление к успеху, ответственность, самореализация. В работе эта концепция дополняет теорию Деси и Райана.
Хэтти Дж. Видимое обучение: руководство к максимально эффективному обучению и обучающимся. – М.: Вильямс, 2015. – 512 с. Использовано: при описании факторов образовательной среды, таких как обратная связь, ясность преподавания, доступность ресурсов. Служит теоретическим основанием для анализа качества учебной среды.
Бурдьё П. Формы капитала // Экономическая социология. – 2005. – Т. 6, № 3. – С. 60–72. Использовано: для объяснения роли социального капитала в академической продуктивности: значимость межличностных связей, поддержки и коммуникативных ресурсов в образовательной среде.
Указ Президента Республики Узбекистан от 08.10.2019 г. № УП-5847 «О Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». Использовано: в разделе о реформах. Указ лег в основу системного пересмотра качества образования, расширения академических свобод, внедрения современных образовательных подходов.
Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 23.09.2020 г. № ЗРУ-637
Использовано: как источник, отражающий нормативное определение целей образования и академических стандартов. Отмечено влияние на формирование системы мониторинга и качества.
Программа «Пять инициатив» (Официальный сайт Президента Республики Узбекистан) Использовано: как платформа, влияющая на физическое и эмоциональное развитие студентов через продвижение спорта, чтения, искусства и цифровых навыков.
Презентация Президенту Республики Узбекистан от 22.01.2025 г. Использовано: при анализе актуальных направлений реформ — цифровизация, практико-ориентированность, поддержка ментального здоровья студентов и гибкость программ.