Аннотация
В статье анализируются вопросы устранения недостатков в среднем и верхнем регистрах голосов студентов-певцов в традиционном исполнительстве с научно-методической точки зрения. В искусстве пения развитие этих регистров является важным фактором расширения качества исполнения и выразительных возможностей. Однако вокальная техника учащихся страдает от таких проблем, как неправильное дыхание, неэффективное использование резонаторов, голосовое давление и компрессия, а также трудности в достижении высоких нот.
В статье рассматриваются причины возникновения этих проблем и предлагаются пути их устранения. В частности, анализируются такие приемы, как диафрагмальное дыхание, направление голоса на резонаторы, использование приемов вибрато и легато, а также использование смешанных голосов. Также подчеркивается важность разработки специальной системы практики для студентов-певцов, укрепления сценической уверенности и индивидуальных вокальных подходов.
Статья содержит полезные методические рекомендации для научных работников, педагогов и исполнителей, занимающихся музыкальным образованием, традиционным пением и вокальной педагогикой.
Библиографические ссылки
Karomatov, F., “O‘zbek xalq musiqasi va maqom san’ati”, Toshkent: Fan, 2002.
Sodiqova, M., “O‘zbek an’anaviy ijrochiligida xonanda mahorati va ovoz texnikasi”, Toshkent: San’at, 2010.
To‘xtasinov, H., “Musiqa pedagogikasida ovoz registrlari bilan ishlash usullari”, Toshkent: O‘zDJTI nashriyoti, 2015.
Karimova, N., “Sharq xonandalik san’ati: nazariya va amaliyot”, Buxoro: Ma’naviyat, 2017.
Farinelli, C., “Vocal Techniques and Their Application in Traditional Singing”, London: Oxford University Press, 2018.
Stark, J., “Bel Canto: A History of Vocal Pedagogy”, Toronto: University of Toronto Press, 2008.
Appelman, R., “The Science of Vocal Pedagogy”, Bloomington: Indiana University Press, 1986.
Bennett, D., “Voice Training for Singers: Classical and Traditional Methods”, New York: Routledge, 2012.
O‘zbekiston Respublikasi Oliy ta’lim vazirligi, “Musiqa ta’limi metodik qo‘llanmasi”, Toshkent, 2020.