Аннотация
Резьба по гипсу (ганч), майолика и мозаика занимают особое место в мировой культуре в архитектуре Центральной Азии. В статье анализируются становление этих декоративных техник в Узбекистане, их эстетические и технологические особенности, а также процессы разрушения. Рассмотрены современные принципы реставрации и консервации, а также их соответствие международным стандартам (Венецианская хартия, Нара декларация, рекомендации ICOMOS). В качестве примеров приведены комплекс Регистан, медресе Мир Араб и объекты Ичан-Кала. Определён состав материалов и технологические подходы, разработаны научно обоснованные предложения по их сохранению. Статья вносит научный вклад в эффективную консервацию и реставрацию исторических декоративных элементов.
Библиографические ссылки
Bulatov, M. (1983). O‘zbekiston me’moriy bezak san’ati tarixi. Toshkent: Fan nashriyoti.
Norqulov, U. (2004). Ganch o‘ymakorligi maktablari va ularning rivojlanishi. Samarqand: SamDU nashriyoti.
Vohidov, Sh. (1998). Mayolika san’atining texnologik asoslari. Toshkent: O‘zbekiston Milliy ensiklopediyasi.
Grabar, O. (1973). The Formation of Islamic Art. Yale University Press.
Watson, O. (2004). Ceramics from Islamic Lands. Thames & Hudson, London.
Bloom, J. (2018). Architecture of the Islamic World: Its History and Social Meaning. Thames & Hudson.
UNESCO. (2019). World Heritage and Conservation Reports: Central Asia Series. Paris.
ICOMOS. (1964). Venice Charter for the Conservation and Restoration of Monuments and Sites.
Nara Document on Authenticity (1994). UNESCO-ICOMOS.
Tursunov, N. (2020). O‘zbekiston me’moriy merosining restavratsiya tamoyillari. Toshkent: TATU nashriyoti.
ICCROM. (2018). Principles of Conservation Science. Rome.
Madaniy meros agentligi (2023). Samarqand, Buxoro va Xiva obidalarining texnik holati bo‘yicha hisobot. Toshkent.
Costa, P. (2012). Islamic Decoration: Geometry and Design. Routledge.